Odessa DailyОтдых и культура

Ирина Токарчук: я не согласна со Станиславским — есть маленькие роли!

georgettems1

30 августа 2010 в 08:52

tokar4«Одесса – волшебный город.
В Одессе надо родиться, уехать, и вернуться сюда уже звездой…

Только тогда ты станешь знаменитым»

Разговор по душам с актрисой, одесситкой, которая слишком любит свой город — с Ириной Токарчук.

Вас знают прежде всего как актрису с «одесским колоритом». Судя по всему, это не случайно. Поэтому – первый вопрос: каков для Вас образ Одессы, как именно Вы его передаете зрителю и на чем хотите поставить акцент?

Я коренная одесситка, так что мне не приходится что-либо делать намеренно – что есть, то есть. От папы достался юмор… Наверное, слава Богу! От того, что я большая, я громко разговариваю. Я вся какая-то честная, всегда заступаюсь за людей и от этого часто страдаю. В этом и есть Одесса: у нас все люди громко разговаривают, все очень гостеприимные, способные к сочувствию. В то же время, Одесса – город-базар, здесь люди продают себя. Для чего они такие громкие? Чтобы их увидели и услышали! Это и есть реклама.

А кто Ваш «покупатель»? Ваша целевая аудитория?

Абсолютно разная! Помнится, когда был самый пик съемок «Джентельмен-шоу», мне все мои подруги говорили, что особенно мой персонаж нравится их мужьям. Это при том, что я всегда так унижала Яшу! Видимо, мужики любят, когда их унижают (смеется). Мне тогда муж сказал, что моя героиня – не стерва в современном понимании этого слова, а маленькая тиранша, которая и приголубит и отдубасит. Вот такая у нас и Одесса. Вроде бы, и предсказуемый город, но обид не прощает. Сразу «в лоб дает». В мире нас любят и даже боятся! Одесса – в культурном и социальном плане одна в своем роде. А таких, как Москва – несколько. Правильно говорят: если произошло в Одессе – произойдет и везде.

Как Вы думаете, стремясь стать «удобоваримым» в культурном и туристическом плане городом, не потеряет ли Одесса свою неповторимость?

В Одессу приезжать будут в любом случае! Этот город любят! Особенно, культурные люди: они хоть раз, но должны побывать в Одессе. Поэтому тут ничего не боятся. И юмор у нас особенный – мы смеемся над собой, а не над другими. А таким людям ничего не страшно. Приезжать сюда люди всегда будут. Другое дело – то, что на Одессе начинают зарабатывать. И чем больше такие люди наступают на одесскую природу – тем меньше выгоды получат.

Насколько живучая эта «одесская природа»?

Безусловно, живучая! У нас сильные люди.

Не теряем ли мы Одессу такой, как ее описывал Катаев или Бабель? Классическую…

Мы уже потеряли все это! Как основу… Но не потеряли отношения к себе, к жизни, к людям… Помнится, в мою молодость мой дом был открыт для всей родни, коей у нас было очень много. Сейчас это огромная редкость. Жизнь и быт заставляют задуматься. Но в моем понимании Одесса осталась та же. Конечно же, поменялись многие приоритеты, но все равно, приезжая в другой город, я чувствую, что я не дома.

А что ждет, по-вашему, Одессу в будущем? Культурном… Ментальном…

Хм… Если не будут ломать нашу культуру… Раньше одесских актеров специально озвучивали, чтобы убрать специфический говор, то сегодня, особенно после «Ликвидации», это за счастье. Мы можем потерять эту харизматичность, хотя сейчас спрос на «кино об Одессе» высокий. Хотя больше половины героев – москвичи, питерцы… А одесситы так, под ногами…

Как Вы относитесь к тому, как меняется внешний облик Одессы?

Он теряется, как и все города сегодня. Уже невозможно найти ни одного нетронутого одесского дворика. Стеклопакеты на окне, где-то дверь бронированная… Но, опять же, в том состоянии, в котором оно было, люди жить не могли. Хотя если бы все менялось равномерно… А так – рядом с новой отделкой можно увидеть все те же трущобы. Это все нужно восстанавливать, но делать это корректно у нас не умеют. А что касается центра… Тут кто приходит к власти – тот и меняет все «под себя». Нет уже Одессы Утесова, Бунина и Достоевского, ее больше не существует…

Какое место в культуре Одессы занимает театр? Каково его положение сейчас и какие Вы видите перспективы его существования и развития?

Сегодня театр можно разделить на две части: для «зажравшихся» одесситов, которые деньги уже не зарабатывают, а «берут». Это клубы, шоу и т. д. Слишком много развелось у нас «мокрых маечек» на сцене. А вторая часть – это настоящее искусство. Этого меньше, но оно потихоньку, очень тяжело, набирает обороты. Когда стоят рядом деньги, творить очень сложно! Взять даже киностудию – у нее сейчас не лучшие времена. Важно еще, чтобы труппа была хорошая, не важно что это – театр, кино или балет. Вот мне лично очень импонирует театр Петра Фоменко. Это действительно высокое искусство, которое зиждется на высоких человеческих отношениях. Это одна большая семья.

Можно ли говорить о некоем обнищании таланта и мастерства у всех современных актеров?

Конечно, можно.

В чем причина?

Обнищание всей страны! Но… Может быть это даже хорошо, что на сто человек находится лишь трое по-настоящему талантливых. Мы сегодня помним лишь нескольких людей из истории. А сколько их тогда жило? Возможно, все время сохранялась такая пропорция?

Что сегодня значит «классический театр»?

Просто хороший театр. Возможно, даже коммерческий. Главное, чтобы было с душой, с идеей и с хорошими актерами. Но пока человеком владеют деньги – не будет никакой духовности.

Что касается Вашей работы, важна ли материальная составляющая?

Да, потому что я не совсем здоровый человек, хотя часто об этом забываю. Меня сложно заставить пойти в бутик и выложить большие деньги за какую-то шмотку, но когда я прихожу в аптеку, и мне нужно купить лекарства, тут уже выбора у меня нет. Но путешествия я люблю. И готова тратить на них деньги.

Ваша работа обеспечивает тот уровень жизни, который Вы считаете должным и приемлемым?

Нет! Совсем нет! На половину… Хотя есть такая поговорка: «Что ты хочешь – то ты и имеешь». Если захотеть яхту и усадьбу (только очень сильно захотеть!) – и Вы увидите, как Вас Бог начнет вести к этому. Только вот в этом ли счастье?

В одном интервью Вы сказали: «Когда киевляне приезжают в Одессу, мы для них – артисты секонд-хенда». Как Вы это прокомментируете?

Ну, это написала журналистка. А дело было так. Мы с Богданом Ступкой общались на киевском кинофестивале. Он пожаловался мне, что для москвичей киевляне артисты второго сорта. А я сказала ему: «А вы что, лучше? Мы для вас чуть ли не пятый сорт». Киевляне точно так же обращаются с нами. Только лишь потому, что все творится в столицах. И Ступка был вынужден согласиться. Раньше Одесса была центром кинопроизводства… А теперь все деньги текут в Киев. В Одессе надо родиться, уехать, и вернуться сюда уже звездой, как это сделал Жванецкий. Мы не стали и никогда не станем столицей культуры. Солнце и море расслабляет нас, а миру нужны борцы.

Как Вы думаете, если бы «Джентельмен-шоу» вышло сегодня, его бы смотрели?

Таким, какое оно было – оно бы не прошло. Хотя та же «коммуналка» пришлась бы по вкусу. Все остальное - отжило свое время.

Как сложились судьбы актеров этого шоу?

Филимонов работает в торговой и рекламной сфере, Олег Школьник играет в театре, Миша, толстенький наш, умер… Миша худенький работает часовым мастером. Царев – бизнесмен.

А вообще, эта плеяда шоу, которые начали новую, постсоветскую эпоху юмора: «Джентельмен-шоу», «Каламбур», «Городок», «Маски-шоу», - сильно ли они повлияли на людей, учитывая время, когда они зарождались?

Конечно! Это были любимые передачи! Их ждали! Они были родные! А сейчас их так много…

Вы – судья Южной лиги КВН. Как Вы думаете, это хороший юмор или он вышел в тираж?

Да, КВН изменился. Но изменились и отношения между людьми. Но КВН – это в первую очередь школа, двигатель талантов, огромный сгусток положительной энергии. Очень сложно родиться комедийным актером. Выходцы из КВН делают очень хорошие шоу.

tokar4_01

Вы открытый человек?

Да. И очень доверчивый. Но с возрастом научилась быстро «схлопываться», если вижу, что человек не оправдывает моего доверия и хорошего отношения.

Вы бы смогли сделать карьеру актрисы в Москве? Были бы Вы востребованы с Вашим стилем и образом?

Конечно! И у меня была совершенно реальная возможность. Но я испугалась, что я там не прописана. И еще – у меня была любовь. Я настолько была влюблена в своего однокурсника… Мне это очень сильно помешало. Я работала ткачихой на фабрике в подмосковье и снималась в кино на мосфильме. Мне хватало энергии каждый раз приезжать на съемки из-под Рязани. Но в какой-то момент я почувствовала, что для меня выйти на балкон и почувствовать морской воздух, пойти на «Привоз» – это необходимость. Москва стала для меня чужой, и я вернулась в родной город. Хотя я чувствовала к себе постоянный интерес. Одесса – все-таки волшебный город.

А как у Вас соотносятся семья и творчество?

Периодами, периодами. Были времена, когда мне семьи не хотелось, меня устраивал мой образ жизни. А потом мне вдруг очень хотелось иметь семью, плечо рядом… Затем снова гастроли, и ты вся в работе. Это есть не только у публичных людей, такое бывает и у врачей – то есть у людей, у которых действительно есть талант «от Бога».

Если бы сейчас Вы вернулись в самое начало, и Вам предложили выбор: счастливая семья с любимым человеком или творчество, что бы Вы выбрали?

Наверное, все-таки творчество. Я глупый человек, ведь я слишком беззаветно люблю театр. Я всю жизнь была большая, всю жизнь не красавица, но все равно работала, а не искала свою половину.

Не красавица? В чем же для вас красота?!

Сначала я представляла ее в образе Мерилин Монро. Это только потом я поняла, что красота в другом. Когда я еще работала в Москве, я засмотрелась на девушку у себя на заводе. Она была младше меня, но уже стала мастером и всему меня учила. Она заводила ткацкие станки. Но как увлеченно она работала! Тогда я поняла, что красота в этом: творящий человек прекрасен.

Что для вас приоритетнее – кино или театр?

Как и для любого одесского актера, который снимается в кино, для меня всегда немаловажным фактором были деньги. Потому что в том качестве, в котором нас снимают, нам важнее то, сколько мы за это получим. Я сыграла пять или шесть торговок рыбой! Это не роли! Я не согласна со Станиславским: есть маленькие роли! Кино и театр – два совершенно разных вида искусства. Когда ты попадаешь к хорошему режиссеру, в хорошую группу единомышленников – тогда вообще не важно, кино это или театр. Тогда ты по-настоящему творишь. И нельзя сказать, что интереснее. Да, в театре у тебя есть возможность общаться с публикой… На самом деле, у меня не много театральных ролей сегодня. Но все они действительно достойные. Мне до сих пор все интересно, любая работа, вплоть до озвучки мультфильмов.

По-вашему, кино не убьет театр как вид искусства?

Нет, конечно. Потому что кино, как такового, нет. А театр очень часто обращается к классической драматургии. Это очень важно, потому что это мощная основа, а не идеи-однодневки! И ерунда эти все разговоры про деградирующую нацию и культурное обнищание. Американские актеры – они другие, но тоже очень глубокие, большущие, великие! Вспомните: Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро, Барбара Стрейзанд, Мерил Стрип – они все равно играют в театральных постановках. Но там другая театральная система. Нет театров, в которых ты можешь всю жизнь проработать. Там ты приходишь на представление, играешь его, пока оно идет – и дальше опять ищешь себе работу.

Фото: Агентство RED CAT

georgettems1


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100