Odessa DailyБольшая Одесса

«Формирование и начало работы участковых избирательных комиссий в Одесской области»

trudyvl11

22 октября 2010 в 08:30

pensioner-i-urniПредварительная оценка Одесской областной  организации ВОО «Комитет избирателей Украины»

Комитет избирателей Украины – всеукраинская  общественная организация, которая  вот уже 15 лет осуществляет комплексный  мониторинг избирательных кампаний в Украине на предмет соблюдения участниками избирательного процесса украинского законодательства и международных стандартов демократических выборов. КИУ является соучредителем Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ЕNЕМО).


С 12 по 20 октября КИУ проводил наблюдение за процессом формирования и началом работы участковых избирательных комиссий по выборам депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов в Одесской области.
По результатам мониторинга Одесская областная организация Комитета избирателей Украины клнстатирует:
1. Процесс формирования участковых избирательных комиссий (УИК) в Одесской области был существенно осложнен несовершенством действующего Закона о выборах, в котором отсутствуют механизмы обеспечения пропорционального представительства всех субъектов избирательного процесса в составе и руководящих органах участковых комиссий, крайне сжатыми сроками, которые были отведены Законом на эту процедуру, а также субъективным подходом многих территориальных избирательных комиссий (ТИК) к процессу формирования участковых комиссий, что вызвало конфликты между комиссиями и субъектами избирательного процесса и добавило напряжения в и без того накаленную общественно-политическую атмосферу в регионе.
Наиболее  яркой иллюстрацией тут, на данный момент, является процесс формирования участковых комиссий Одесской городской территориальной комиссией.
Так, состав участковых комиссий в Одессе был формально утвержден на заседании одесской ТИК только к полуночи 15 октября, т. е.  менее чем за час до окончания срока, предусмотренного законодателем на эту процедуру.
В тоже время, не совсем понятно, кем именно и когда был предварительно сформирован утвержденный состав УИК, поскольку на указанном заседании комиссия 12-ю голосами «за» (при трех «воздержавшихся» и одном - «против») одним общим Постановлением лишь официально утвердила уже сформированные, как было сообщено председателем комиссии, составы всех 347 одесских УИК. При этом, ни на одном из предыдущих заседаний ТИКа ни критерии, ни процедура, ни персональный состав, ни даже вопрос распределения руководящих должностей в УИК не обсуждался. Кроме того, некоторые члены ТИК официально заявляют, что предварительных обсуждений состава УИК и распределения руководящих должностей с ними не проводилось также и в рабочем порядке, т.е. вне официальных заседаний комиссии, или, по крайней мере, руководство комиссии не сочло нужным поставить их в известность о возможности участия в подобных обсуждениях.
Более того, когда, после утверждения состава  одесских УИК, один из членов территориальной  избирательной комиссии обратился  к председателю комиссии с просьбой ознакомиться с утвержденными списками членов УИК, поскольку, по его словам, до заседания эти списки членам комиссии для ознакомления не предоставлялись, то председатель сообщил, что на данный момент это не возможно, поскольку списки еще нуждаются в технической доработке. В такой ситуации возникает резонный вопрос – за что же голосовали члены ТИК, если даже после официального утверждения со списками членов УИК нельзя было ознакомиться сразу?
В просьбе  ознакомиться с утвержденным составом УИК, также под предлогом их технической неготовности, было отказано и полномочным представителям субъектов избирательного процесса, которые присутствовали на заседании и которые подавали свои представления в состав УИК и некоторых представителей которых, как выяснилось позже, все же внесли в состав участковых избирательных комиссий. В данном случае, ТИК нарушила ч. 7 ст. 23 действующего Закона о местных выборах, которая предусматривает, что «ТИК безотлагательно уведомляет субъекта избирательного процесса, о включении его представителей в состав соответствующих участковых комиссий», поскольку комиссия не только не уведомила о факте включения, а даже не предоставила для ознакомления списки членов УИК, из которых все заинтересованные могли бы получить требуемую Законом информацию.
На основании выше приведенных фактов Одесская областная организация  КИУ вынуждена сделать вывод, что процесс формирования УИК  и распределения руководящих  должностей в них одесской ТИК, как минимум, прошел с нарушениями принципов коллегиальности работы самой ТИК, а также недостаточно открыто, прозрачно и демократично.
В тоже время, в районах  Одесской области  далеко не все ТИКи успешно справились с комплектацией  УИК. Так, в Раздельнянском районе многие УИК, расположенные в селах, сформированы в неполном составе, т. е. менее 10 человек.
Кроме того, имеют место  случаи, когда граждан подавали и включали в состав УИК без их ведома, фальсифицируя заявления об их согласии работать в комиссиях  или назначали  в руководящий  состав комиссии, когда они давали согласие быть только рядовыми членами УИК. Это может повлечь массовые отказы от работы в комиссиях и вообще ротации членов УИК, что в свою очередь, негативно скажется на организации избирательного процесса.
2. К сожалению, как и прогнозировал Комитет избирателей Украины, из-за несовершенства  положений нового Закона о местных выборах, который создал возможности для использования субъективных подходов к формированию персонального состава избирательных комиссий и ряда других, в первую очередь, политических факторов, участковые избирательные комиссии в Одесской области составлены непропорционально, с точки зрения равного участия всех потенциальных субъектов избирательного процесса, и с явным дисбалансом в пользу ряда политических сил.
Это, в свою очередь, может привести к тому, что деятельность избирательных комиссий, к сожалению, будет субъективной и принцип равного отношения избирательных комиссий ко всем субъектам избирательного процесса не будет соблюдаться.
Нередки ситуации, особенно в районах области, когда в состав одной и той же УИК только  официально входят 3-4 представителя одной и той же политической силы, включая представителя от кандидата в меры, причем двое из них занимают должность и председателя, и секретаря данной комиссии. В тоже время от других, причем достаточно активных субъектов избирательного процесса, в УИК, и то далеко не в каждую, включено только по одному представителю, хотя соответствующие представления в ТИКи они подавали.
Такая ситуация крайне тревожна, поскольку в день выборов для подведения результатов голосования и составления протокола достаточно 3 членов УИК, среди которых будет глава и секретарь.
Одесская областная организация КИУ считает, что несмотря на то, что, с одной стороны, несовершенство действующего Закона о выборах, теоретически позволяет отчасти подвести юридическую базу под возможность такого политического дисбаланса в комиссиях, с другой стороны, подобная ситуация грубо нарушает принцип равенства возможностей субъектов избирательного процесса,  и территориальные избирательные комиссии обязаны были учитывать это при формировании состава УИК и распределения в них руководящих должностей.
Кроме того, отбор членов УИК и руководящего состава на основании наличия или отсутствия опыта работы в избирательных комиссиях у того или иного кандидата в состав УИК, является во многом субъективным и неприемлемым, поскольку ТИКи из-за большого количества членов УИК ( в Одессе, например, счет идет на тысячи человек) физически не в состоянии проверить правдивость информации о наличии и характере подобного опыта у данного кандидата.
По мнению Одесской областной организации КИУ, подобная несбалансированность представительства субъектов избирательного процесса в избирательных комиссиях является, на сегодня, одной из основных угроз для честного и демократического избирательного процесса.
3. Далеко не все УИК, в первую очередь в районах области, вовремя, т. е. до 17 октября, провели первое заседание и приступили к выполнению своих обязанностей. Также многие ТИК позже установленного срока, т. е. позже 17 октября, передали участковым избирательным комиссиям списки избирателей, что в свою очередь, привело к нарушению прав избирателей на возможность с 18 октября ознакомиться с данными списков, что, в условиях сжатости текущего избирательного процесса, крайне негативно.
Серьезным препятствием для своевременного и полноценного начала работы УИК стали и проблемы с материально техническим обеспечением (отсутствие помещений или несоответствие их установленным нормативам, отсутствие сейфов и телефонной связи).
Например:

Раздельнянский район:

* УИК в г. Раздельная полноценно приступили к выполнению своих обязанностей только 20! октября ( вместо 18-го). Еще 19 октября, во время  посещения активистом КИУ (16.00), эти комиссии были закрыты, а значит избиратели не имели возможности ознакомиться со списками избирателей.

* УИК, расположенные в  селах Раздельнянского  района, и на 20 октября  закрыты и не начали работать, на многих помещениях даже отсутствуют  таблички, что тут  располагается избирательный участок

Белгород-Днестровский район:

* списки  избирателей, печати и т. д. участковые избирательные комиссии, которые расположены в г. Белгород-Днестровский получили только 18 октября, хотя Законом положено — не позже 17-го.
По состоянию на 18 октября, три из этих УИК не провели первое заседание, девять не имели соответствующих помещений, столько же — телефонов, у четырех отсутствовали сейфы, соответственно, непонятно, где эти УИК собирались хранить переданные им списки избирателей.

Котовский район:

подавляющее большинство УИК в г. Котовск не провело вовремя ( до 17 октября включительно) первого заседания, многие провели его только 19 октября.
Также ТИК были нарушены и сроки передачи УИК списков избирателей. Часть УИК получили их 18 октября, а часть — только 19-го.

Ренийский район:

* УИК в г. Рени получили от ТИК печати и  списки избирателей  только 19 октября, потому что до этого, по словам членов УИК, у них  не было сейфов, из-за чего ТИК отказывалась выдавать им печати и списки.

г. Одесса

* ряд участков во время  посещениях их активистами КИУ 17 октября был  закрыт, а некоторые  участки, преимущественно  расположенные в лечебных учреждениях, не приступили к работе до сих пор.

В связи с этим Одесская областная организация  КИУ призывает:

* территориальные и участковые избирательным  комиссиям максимально  оперативно наладить эффективную и  регулярную работу участковых избирательных комиссий и обеспечить избирателям  возможность беспрепятственно ознакомиться со списками избирателей на участках:

* местные органы  исполнительной власти  и местного самоуправления  в кратчайшие сроки  устранить все  проблемы в техническом  обеспечении избирательных  комиссий ( помещения,  телефонная связь,  сейфы, транспорт), как того требует  действующий Закон  о местных выборах.

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100