Odessa DailyБольшая Одесса

«Люди, звери и бананы» в Театре на Чайной

Валерия

25 октября 2010 в 13:50

teatr-chajnayaБананы  как универсальное  средство первой помощи
Бананы в Советском  Союзе были дефицитом. Трудно сейчас себе представить, что бананы «завозили» в магазины крайне редко. Это было такое деликатесное лакомство, если повезет купить желтые бананы. Если повезло только на зеленые – их развешивали на веревочках, раскладывали на подоконниках, бананы дозревали, и их можно было есть. Если честно, ели и зеленые бананы, хотя по вкусу они были похожи на плотную вату. Но они пахли травой, ветром с моря, романтикой… Другой жизнью. Счастьем. Или хотя бы мечтой о счастье.

Сейчас совсем другое дело. Бананы продаются на каждом углу. Но тогда, в 1984 году, когда вышла пьеса Аллы Соколовой «Люди, звери и бананы», бананы были редким праздником и большим подарком. Можно было прийти в гости и принести в подарок пучок бананов, запросто!
Как же нужно  полюбить пьесы Соколовой тех лет, чтобы поставить их сейчас, как приспособить содержание и смысл диалогов, как привязать к нам, к нашему обильному на бананы времени… А может быть, Олегу Шевчуку, режиссеру-постановщику спектакля «Люди, звери и бананы» в «Театре на Чайной», понравилось, что диалоги Соколовой очень искренние, при том что очень игровые, нужно только найти правильный тон. Здесь, как в плове – нельзя пересолить или переперчить, здесь диалоги на грани, еще чуть-чуть – и уже не смешно, а больно до слез. Как бы там ни было, спектакль ставился в два захода, и сейчас он неизмеримо лучше, чем был летом, он вызрел,  им можно даже местами опьяняться, как хорошим вином – мягко и тепло, с нотками горечи (это от зеленых бананов!), с нотками муската (от точного попадания актерами в текст).

Может быть, все  дело в том, что я очень люблю драматургию Соколовой, она очень человеческая, согревающая, захватывающая в плен незаметно, вдруг, одной фразой. Что можно еще сказать в защиту этой пьесы? Придите, посмотрите, спорим, что и вас тоже затянет.
Жаль, конечно, что  в спектакль не вошли все семь миниатюр, объединенных  под одной  крышей, а только пять. В связи с этим потерялось несколько хороших фраз, ради которых стоило смотреть именно эти утраченные в процессе постановки новеллы, но это я пишу опять-таки из любви к этой пьесе, а не в претензию к увиденному.

«К нам в  город приехал…» – маленькая  грустная история  Зураба и его  напарницы, Терры. Сквозь призму взаимоотношений Зураба и Терры в неволе можно увидеть как под увеличительным стеклом, как могут развиться отношения, когда партнер вначале говорит: «Я что-то обязательно придумаю…», а потом: «Какого черта Вы меня будите?». Новелла по сути страшна и безжалостна. Мужчинам вообще трудней, им надо быть еще и мужчинами – сильными, мудрыми. Эпоха застоя, превращавшая мужчин в серое стадо с вечным стоном «хочу, но не могу, потому что все равно из этого ничего не получится», раскрывается в одной маленькой новелле. Ольга Салтыкова и Павел Савинов играют очень мягко, со вкусом, с легкой иронией, переходящей в сарказм. Не оторваться от улыбки Салтыковой, смотрящей на влюбленную пару. Перепады настроения, сыгранные Савиновым, стали проще, искреннее, понятнее.

«Тише…» – прелестная миниатюра о молодой семье с маленьким ребенком в огромной коммунальной квартире. Признаюсь, пройдя через такую же вечную нехватку сна, по достоинству могу оценить точность описания ситуации, здесь просто попадание в «десятку». И вроде бы никакой глубины характеров, тонкой психологической работы, но вдруг: раз! что-то как бы замирает в стоп-кадре: «Любимая моя, все дети пищат, никто не поет сразу...». И сразу вспоминается всем мамам, кто сидит в зале, как они шептали папам: «Пожалуйста, проснись, сделай что-нибудь сейчас. Сделай!». Какой находчивый все-таки герой этой новеллы: «А ты скажи себе: «Я ничего не слышу». Двадцать раз скажи…». Александр Онищенко очень трогателен в этой роли, так узнаваем, так мудр. Летом текст сопротивлялся и ему, и Янине Крыловой, играющей роль молодой мамы. Сейчас текст стал родным, он естественен, что очень ценно в маленьком уютном зале этого театра. Зрители принимают фразы уже как афоризмы: «О, женщины! Дал банан – и уже хороший!»

Следующая миниатюра  «Алло!» – из «безжалостных» пьес Аллы Соколовой. Аню Спиридонову, звонящую пьянице Михаилу с целью вернуть данные в долг деньги, откровенно жалко, до раздражения, со всей ее наивностью. Ольге Салтыковой на каждом спектакле приходится балансировать от «Господи, ну нельзя же быть такой размазней!» до «какое счастье быть великодушным человеком!». Не пересолить – это как раз к этой новелле относится. Салтыковой сложно вдвойне, потому что у Соколовой героине лет сорок, построение фраз, лексика – все работает на этот возраст, на этот образ «великодушной рыхлости», но в данной постановке возрастные акценты изменены, и этот маленький фантастический мир Ани в исполнении Ольги Салтыковой временами немного провисает в реальности.  Михаил же в гротескном исполнении Павла Савинова настолько реален, что становится не только до колик смешно, но и страшно. Но именно в этой новелле, мне кажется, очень заметен прогресс в работе над спектаклем. И это дает надежду на то, что процесс работы еще идет, и мы увидим впоследствии еще более интересную вещь.

«Зеленые бананы»  – самая моя любимая в этой пьесе миниатюра. В ней тоже, как драгоценные кристаллы, рассыпаны великолепно драматургически написанные фразы. Вспомнить хотя бы «Не держу!» о предполагаемом муже. Фраза эта ломает действие, становится «событием» (по Станиславскому), с нее вяло текущий разговор перерастает во взрыв, ссору, примирение, попытку понять, может быть, даже полюбить. Внешне простая история становится местами такой тонкой, горячей, пульсирующей. И как-то не хватало этого пульсирования на просмотре. Наверное, что-то еще не сходится, не склеивается. Жаль. Потому что Янина Крылова и Александр Онищенко сделали уже очень много, особенно по сравнению с летом. Видно, что была работа над характерами, но пока еще не все получается. Хочется увидеть эту новеллу такой, какой ее задумали Алла Соколова и Олег Шевчук. Буду ждать!

«Вставайте!..»  – завершающая новелла в спектакле. По сути – маленький бенефис Савинова, который превращается в неутомимого  старика, превращается без грима, постижа, из-за этого возникает такое легкое смещение воображаемого возраста и реально видимого и слышимого, но в целом получилось неплохо. Умение радоваться жизни, умение ЖИТЬ, иначе просто жизнь закончится, время остановится, люди перестанут есть творог и пить молоко, перестанут читать газеты, впрочем, пусть перестанут, там ведь сплошная «агрессия!..», перестанут улыбаться, перестанут смеяться и плакать – это все Лазарь Сергеевич. И опять столько фраз, которые запомнятся вам на всю жизнь: «…Я начал думать давно, я слишком привык… …Врет, как все женщины, но почему-то приятно». Придите, вы найдете еще целое море таких бриллиантов, оптимизма вам хватит на неделю, а может быть, и на месяц, смотря как он у вас расходуется. Ну, вот еще одна цитата в подарок: «Что вы знаете об этой ужасной, об этой прекрасной, об этой – другой такой не будет – жизни?!»

А если вы спросите: «При чем же здесь бананы?», то все  дело в том, что в сюжете все  завязано на бананах. Бананы, кстати, прописывают  в комплексе лечения при депрессиях. Понервничал – съел банан, и стало яснее на душе, и повеселее как-то! Желтый цвет спелых бананов наполняет спектакль теплом и оптимизмом, бананы работают в пьесе не только дефицитным лакомством, но и «двигателем прогресса», первой помощью.
Вот такой получился  пока спектакль в «Театре на Чайной». Пишу «пока», потому что я верю, что спектакль станет еще лучше. Приходите, смотрите, следите за расписанием (на нашем сайте в том числе).
Приходите, и  тогда вам тоже станет понятно, почему эту пьесу так любили ставить в 80-е  годы, и станет жаль, когда спектакль уже закончится. И пора уходить. Правда, в этом театре все не так грустно, и можно не уходить сразу, можно выпить чаю, а заодно и поговорить: о бананах, о любви, о творчестве в целом и об этом спектакле в частности.

Валерия


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100