Odessa DailyМнения

«Квадратура круга», или как помочь молодым супругам найти свою любовь

Валерия

7 сентября 2011 в 11:47
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

kvadratyra-krygaВеликолепный  вечер. Светлый, изящный спектакль. Лёгкий и подвижный. Классически правильно сделанная пьеса, при этом абсолютно не скучная. Диалоги – очень игровые, часто – «зеркальные», усиливающие друг друга реплики и ситуации. Смотреть можно всей семьей, в любой возрастной категории. После спектакля гарантировано очень хорошее настроение.
Водевиль в  трёх действиях «Квадратура круга» Валентина Катаева был назван Станиславским «умной и талантливой шуткой». Очень точно было сказано. Смотрела и восхищалась «хорошо сделанной» драматургией. Эти диалоги сами просятся сыграть их, они похожи на мольеровские построением и отсутствием лишних слов при наполненности содержанием. В советское время – и такая свободная пьеса, по духу свободная, несмотря на приметы советского быта и очень политизированное общество, «советскую мораль» («Этично? Или неэтично?..»).

В казанском  академическом русском большом  драматическом театре им. Качалова  спектакль «Квадратура круга» был поставлен в 2007 году. Но смотрится так, будто спектаклю от силы полгода. Он – живой. И пьеса всё еще остается современной, хотя написана она была в 1928 году. Во что верится с трудом. Если бы не реалии тех лет, проскальзывающие в речи персонажей, в обращении друг к другу – например «товарищ Кузнецова» – пьеса абсолютно современна. И своевременна.
Зал, полный зрителей, выдержал три действия, два перерыва, и в конце спектакля артисты были вознаграждены честно заслуженной овацией. Мы хлопали стоя, а актёры были смущённо счастливы. Не надо смущаться, спектакль получился очень хороший, на одном дыхании, несмотря на два (!) перерыва.
Наверное, всё  дело в том, что это спектакль  о счастливой любви. И о поиске своей половинки. И о том, что нужно верить только своему сердцу, а уж оно не обманет…
Свежезарегестрированные молодые супруги Вася с Людмилой и Абрам с Тоней вынуждены  делить одну комнату на четверых, а  иногда и на пятерых, если приходит заночевать поэт и трибун Емельян  Черноземный. Две семейные пары переосмысливают свои отношения и приоритеты, что приводит к закономерному финалу: Вася влюблён в Тоню, а Абрам – в Людмилку. Все дружно и так неприлично счастливо влюблены друг в друга, что в зале тоже поселяется радостная атмосфера взаимной любви.
Мне очень понравилось. Поэтому я буду не очень субъективна, хотела написать, что прощу мелкие недочёты, но не напишу – не было недочётов.
Самое главное, что спектакль смотрится как  единое целое. И в этом «виноват» режиссёр-постановщик Александр Славутский. Он создал очень «молодой» спектакль. Не молодёжный, а именно молодой. Душой молодой. Ведь у каждого спектакля есть душа…
Даже когда  открывается занавес, и зрители  видят сценическое пространство, созданное Алексеем Патраковым, уводящее нас к композициям Владимира Татлина и живописи Аристарха Лентулова, сразу виден характер будущего спектакля и его непоседливый нрав.
Музыка в спектакле  (Стефан Валдобрев) легка и внешне несложна, но очень обаятельна, некоторые зрители даже начали подпевать. И пританцовывать ногами под театральным креслом тоже очень хотелось. Актёры театра, между прочим, очень легко двигаются, легко танцуют.
Сцены сыграны  актёрами так классически правильно  и чисто, что их можно записывать и выкладывать в Ю-Тубе как образцовые, на их примере можно обучать театральных студентов.
Вот так надо удивляться на сцене!.. Так – надо переживать… Так – признаваться в любви… Так – ревновать! И  далее по списку. И по сценам. Илья Славутский (Вася), Марат Голубев (Абрам), Елена Ряшина (Людмила) и Эльза Гордеева (Тоня) составили очень слаженный актёрский ансамбль. Как в классическом водевиле, у каждого из героев свой характер: очень самостоятельная и правильная «советская девушка» товарищ Тоня Кузнецова, деловитая и очень хозяйственная мещаночка Людмилка, почти «ренегат» и «оппортунист», совестливый и нервный Вася, обаятельный разгильдяй и в прошлом стойкий холостяк Абрам. И все они очень молоды и влюблены. Смешная путаница во влюблённостях – классический приём в классических комедиях – в пьесе Катаева происходит так изящно и смешно! Актёры в этих диалогах буквально купаются, при этом не перегибая палку, не переигрывая. Смотреть на это – просто удовольствие.
Поэтому хочется  смотреть и смотреть, не отрываясь. Не засыпая. Сопереживая. Сочувствуя. Влюбляясь в жизнь. В жизнь, где любовь побеждает все преграды, даже «советскую общественную мораль». Ведь мы на всё готовы ради любви, не так ли?.. И какое же это всё-таки счастье – быть любимым, и вся жизнь впереди…
Совершенно не верится, что в далёком, «нэпманском», 1928 году молодой Валентин Катаев сумел написать комедию о любви. Михаил Зощенко уже написал свою «Аристократку», «Баню». Юрий Олеша выпустил в свет «Зависть». Владимир Маяковский скоро сдаст в печать пьесу «Клоп». И на этом фоне – чистая светлая «Квадратура круга», где никакой политики, одна сплошная любовь. И безумная популярность пьесы – и в СССР, и за рубежом. Может быть, после этого спектакля казанцев пьесу ждёт новая бурная театральная жизнь? Пьеса хорошая, она это заслужила. Вчера мы все это почувствовали. Расходиться не хотелось. Ни нам, ни артистам.
Советская классическая комедия – оказывается, она такая  живая и интересная. Если хорошо её сделать!

Валерия


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100