Odessa DailyМненияЕвромайдан

«Акция против неукраинского духа»: когда в Украине начнут сжигать книги?

Леонид Штекель

22 января 2018 в 19:28
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Когда я впервые прочитал информацию о запрещенных в Украине книгах, то, честно говоря, не поверил. Мне казалось, что у нас такое невозможно. Ведь времена запретов, как мне казалось, уже полностью канули в Лету.

«Акция против неукраинского духа»: когда в Украине начнут сжигать книги?

Но как ни жутко было осознавать этот факт, я вынужден признать – это правда. И люди совершенно спокойно к этому отнеслись, и никто не выступил публично против этого безумия, не считая отдельных выкриков в Фэйсбуке.

Мне всегда казалось, что знаменитое сожжение книг нацистами – это вопиющий вариант современного варварства. Разумеется, все это происходило по прямому примеру большевиков, которые не устраивали подобных театрализированных действий, но, по сути, творили даже большее, чем нацисты. И самое страшное, что Украина сейчас идет по этой дороге, уже значительно опережая, даже, путинскую Россию.

А чему, собственно говоря, я должен был удивляться. Сначала в стране вводят языковые квоты  в музыке. Даже не поинтересовавшись мнением людей на этот счет. Затем наступает время квот на новостных теле и радио каналах. И все это делается при полном игнорировании мнения людей. Запреты социальных сетей, запреты почтовых серверов. И вот система дошла до книг.

Я даже не буду касаться того, что запрещены книги, например, британского историка и российского оппозиционного литератора. Что ни тот ни другой не имеют никакого отношения к возрождению российского империализма. Это вообще бесполезно обсуждать.

И не нужно здесь вспоминать о войне, о погибших ребятах. Они к этому не имеют никакого отношения. И те, кто пытаются прикрыть ими уверенную поступь нашей страны по пути совка – те просто лицемерят. К сожалению, это было уже в истории, когда нацисты оправдывали свои действия жертвами Первой мировой войны.

Я помню скандал с сайтом «Миротворец». Уже тогда, на заре эпохи запретов, возникало ощущение моральной нечистоплотности этих мер. От этих действий плохо пахло, и с этим ничего нельзя было сделать. И самые чистоплотные уже тогда отказались играть в эту игру. Но многие, и я в том числе, успокаивал себя, что борьба с путинской Россией требует экстремальных мер.

К сожалению, политика экстремальных мер, политика осажденной крепости, политика запретов – приводит к одному: тотальной советизации всего.

В нашей стране стахановскими методами возрождается «совок». Это несколько иной «совок». У него иной список канона. Но в остальном – это типичный «совковый» канон.

В знаменитой книге «Москва 2042» Владимира Войновича нарисовал СССР с новым постсоветским православным каноном. Что же можно сказать: в нашей стране книга Войновича становится былью. Мы уверено идем к «Киеву 2042».

У всего этого безумия есть очень четкие последствия.

Во-первых, очень скоро запреты обрушатся на СМИ. Если власть запрещает книги историков, то ждать запретов СМИ долго не придется.

Во-вторых, подобная система возникает в момент «бронзовения власти». Запреты всегда вводятся лишь с ной целью: укрепить власть предержащих.

В-третьих, те, кто сейчас больше всего кричит о необходимости запретов, рано или поздно попадут под этот бульдозер, который они пытаются запустить. Так было всегда!

Метки: Теги