На выставке представлено 47 работ Олега Соколова, это работы разных лет.
На фото: картина «Диктатура»
Олег Соколов – это первый представитель андеграунда в Одессе, который начал творить еще в советский период, когда был популярен соцреализм. Он был тогда единственным, кто пошел против соцреализма, и стал авангардным художником. Он стал первым представителем нонконформизма.
Он родился в Одессе в 1919 году, учился в Одесском художественном училище в 35-39 годах, участник Великой Отечественной войны. В 47 году поступил во Львовский институт декоративно-прикладного искусства, через год вернулся в Одесское училище, которое окончил в 51 году. С 1955 года до конца жизни работал научным сотрудником Одесского музея западного и восточного искусства. По определению Евгения Голубовского, Олег Соколов – человек оттепели. Он воплотил в себе идеалы шестидесятников, но пришел к пониманию нелепости социализма как единственного пути развития культуры, нелепости политической системы, где деятели культуры были винтиками партийного аппарата, и первые свои выставки устраивал дома. Поэтому его работы очень маленькие по размеру. Хотя они очень интересны и необычны. В основном он работал темперой, гуашью, делал работы самые разные, в том числе графику и коллажи.
На выставке представлены работы разных лет начиная с 60-х годов. Художника уже двадцать лет как нет в живых. В июле исполняется 20 лет со дня его смерти.
Самые известные из представленных работ – «Диктатура» (она напечатана в сборнике авангардного искусства «Черный квадрат над Черным морем»), и самая главная работа – «Вагнер», за которую его очень ругали и даже исключили из Союза художников. Его признавали только в среде писателей, где он мог в то время показывать свои работы. И только с приходом «оттепели» он начал выставляться, да и то только на квартирных выставках. В них участвовали также его друзья-нонконформисты. Выставки проходили на окраине города, в маленькой двухкомнатной квартирке, где художник работал и жил с семьей – матерью и сестрой с мужем. До сих пор там сохранилась единственная большая работа – фреска, написанная на стене комнаты художника.
Соколов был у КГБ под контролем, потому что им было удобно следить за ним. Тогда вообще шла слежка за неформалами, и когда один из них – Владимир Стрый – уезжал в Лондон, у него всю выставку нонконформизма конфисковали и передали в Литературный музей. До сих пор там хранятся эти работы. Они все очень небольшие по размеру, хоть и немножко больше, чем соколовские, но Соколов среди них самый интересный художник. Когда нам предложили разместить у себя эту выставку (все работы принадлежат известному одесскому коллекционеру), мы очень заинтересовались, несмотря на то, что наша галерея занимается в основном реалистическим искусством. Это первая наша выставка нонконформизма, и нам она очень интересна. Работы крохотные, но в них чувствуется застывшая музыка. Они очень интересные, необычные, и в каждой маленькой работе можно найти что-то свое и долго ее рассматривать. Они действительно очень музыкальные, и не зря многие музыканты коллекционировали работы Соколова.
Картины разошлись по многим городам Советского Союза, в Москве они имелись у Бориса Слуцкого, Евгения Евтушенко. Этого мастера знали, несмотря на то что в Одессе тогда его не признавали. Только сейчас он стал популярным, теперь его считают очень необычной фигурой в нашем искусстве. В своем течении он – лучший. Поэтому мы решили разместить эту выставку, и думаю, что работы Соколова в таком количестве вряд ли скоро можно будет увидеть.